Артемий Лебедев не прав — его точка зрения слишком резка и однобока.
Гостевая книга — самый простой и удобный способ написать автору сайта.
Не все пользователи имеют почтовый ящик, а те кто имеет, не всегда
согласны открывать новое окно для написания письма. Тем более не каждый
согласен регистрироваться в форуме ради двух строк. Никто не обязует
вас делать гостевую книгу, это статья для тех, кто уже имеет этот
интерактивный элемент на своём сайте.
Любая гостевая книга
должна быть быстрой — принудительная регистрация здесь абсолютно
бессмысленна. Книга — особый вид эпистолярного жанра,— здесь важен
текст сообщения, а не красота его подачи; поэтому не будет ошибкой
приписать эпиграф или несколько заметок на полях. Гостевую можно
сравнить с книгой жалоб в магазине — доступ к обеим должен быть лёгким.
Идеальная гостевая должна иметь такой же внешний вид, что и
основная часть страниц сайта. Это, кстати, большой минус шаблонных
гостевых книг, которые предоставляются бесплатными службами и
серверами.
У любой гостевой книги должны присутствовать
некоторые обязательные элементы — текстовые поля для отправки сообщения
и подписи отправителя. Некоторые пользователи с удовольствием заполняют
такие поля, как «E-mail», «Сайт», «Город», «ICQ», «Род занятий». Вы
тоже имеете право добавить эти поля в форму отправки сообщений, хотя
рациональное зерно имеют только первые два. Вы очень крупно ошибётесь,
если вышесказанную форму поместите на отдельную от комментариев
страницу. Во-первых, это нарушит правило быстрой работы книги,
во-вторых, 99,9% пользователей посещают её для отправки своего мнения,
а не для чтения чужих.
После оставления сообщения,
пользователь должен без всяких промежуточных страниц (типа «Ваше мнение
учтено») попадать обратно в гостевую и уже видеть своё сообщение.
Некоторые администраторы делают книги с премодерацией (то есть
сообщение появится на сайте после его просмотра ответственным за это
человеком). Это жутко вредно для сайта — у пользователя зарождается
чувство недоверия к нему, и он может больше не вернуться сюда.
Несомненно, книги отправляющие пользователю на почтовый ящик разные
уведомления, также вредны.
Повторюсь: главная ценность нашей
героини — комментарии пользователей. Они должны выглядеть красиво. Все
внесённые гостем данные должны быть выведены на страницу вместе с
сообщением. Рядом с ним приветствуется наличие даты и времени его
отправки, а вот IP пользователя никому знать не обязательно. Ответы
администратора могут выглядеть по-разному: либо также как и сообщения
рядовых пользователей, либо как-то выделяясь, благо осуществить это
легко. Когда количество комментариев становится велико, то их следует
архивировать — это очень важно когда встаёт вопрос о быстроте загрузки
книги. Самый распространённый метод — разбивка их на несколько страниц
с ограниченным числом сообщений на каждую (обычно 10).
Гостевая книга является очень хорошим полигоном для дизайнерских
задумок. Некоторые особенности форм заставят вас попотеть при вёрстке,
а к любому полю формы можно нарисовать отдельную пиктограмму.
Но, к сожалению, слово «идеальный» хорошо смотрится только в названии
статьи. Любая гостевая книга имеет ряд минусов, к которым и аппелирует
Артемий Лебедев. Любой человек, подписавшись любым именем, может
выразить в гостевой всё что угодно. Неграмотное техническое исполнение
может принести много неприятных сюрпризов, а предвзятое отношение
администраторов к комментариям является апофеозом несовершенства
гостевых книг. Желание иметь книгу часто разбивается на камнях
действительности — то делать не знаем как, то сервер не позволяет…
Одним из огромных минусов гостевой является её пресловутая
неэффективность. Не каждый человек, посетивший сайт, оставит след в
гостевой книге. Бывает, что при многотысячных посещениях сайта
количество комментариев исчисляется в единицах.
Но идеальная
гостевая книга существует — она являет собой проекцию хорошего
отношения друг к другу пользователя и автора сайта. А это вам не в
троллейбусах ездить…